21 июня 2023 г.
Осторожно, мошенники!
С начала 2023 года жители Иркутской области перевели на счета злоумышленников почти 300 млн. рублей. В прошлом году сумма перечисленных средств составила более одного миллиарда рублей, сообщила пресс-служба областного Отделения Социального фонда России со ссылкой на ГУ МВД по региону.
За еще не закончившееся первое полугодие 2023 года 1 426 жителей Приангарья стали жертвами финансовых мошенников. Обману поддаются независимо от уровня образования и социального положения. Некоторые отдают аферистам баснословные суммы: в апреле пенсионер из Братска, поддавшись на телефонные уговоры, перевел на «безопасный счет» более 10 млн. рублей.
Сервис по поиску работы и сотрудников «Работа.ру» провел исследование и выяснил, с какими видами мошенничества россияне чаще всего сталкиваются в интернете и офлайне.
39 % опрошенных отметили, что сталкивались с мошенничеством как в интернете, так и вне интернета. Только четверть респондентов (25%) вообще не сталкивались с мошенниками за последние полгода.
Среди мошенничества в интернете чуть в большей степени выделяется фишинг (51%). Фишинг – вид интернет-мошенничества, который используется для получения идентификационных данных пользователей. Наиболее распространенным примером фишинга является подмена реальных сайтов на сайты-клоны. На второе место респонденты поставили мошенничество, связанное с поиском работы (49%), а на третье место – сетевой маркетинг (46%).
38% участников опроса рассказали, что сталкивались с социальной инженерией, когда обманом убеждают раскрыть личную информацию. Каждый четвертый натыкался на фальшивые онлайн-магазины или продавцов. 21% опрошенных отметили мошенничество в сфере криптовалют и инвестиций, а 20% – киберворовство, то есть кражу аккаунтов и паролей в интернете.
Наиболее распространенным способом мошенничества в России остается телефонное мошенничество, с которым сталкивались 91% респондентов. Каждый третий (33%) отметил сетевой маркетинг, когда предлагают вложить деньги в пирамиду или другие схемы обогащения.
Каждый год телефонные мошенники придумывают новые предлоги для выманивания у граждан денежных средств, опираясь на происходящие в стране и мире события. К уже стандартным «подозрительной активности по счету» и «попавшим в беду родственником» добавились такие предлоги как «финансирование экстремистских организаций», «обналичивание денежных средств с карт банка, который попал под санкции».
Еще одна новая схема заключается в следующем: гражданину поступает звонок от «сотрудника банка» с сообщением о предварительном одобрении для него кредита (что вполне естественно для сотрудников банка, многие из нас получали такие звонки и смс). В момент разговора с таким «сотрудником» вам приходит смс от банка с кодом для оформления заявки на кредит наличными. И тут же приходит смс для подтверждения телефона. Если «жертва» называет эти коды по телефону — все, дело сделано. Суть данной схемы в том, что мошенник за вас оформляет на сайте банка заявку на оформление кредита онлайн. После того как вы получаете коды от банка и передаете их по телефону, он вводит их в соответствующие поля. «Жертва» думает, что действительно берет кредит, но денег при этом не получает. Доверие вызывает и тот факт, что смс человек получает от банка, поэтому у него не возникает сомнений в неправильности своих действий.
Преступники многолики. Мошенники могут представляться сотрудниками банков, в том числе Банка России, правоохранительных органов, ФСБ, сотрудниками портала «Госуслуги», крупных гос. корпораций и т.д.
Их первостепенная задача напугать собеседника и вывести его из равновесия, ввести в состояние стресса, чтобы он не мог рассуждать логически и здраво мыслить. Именно поэтому они представляются сотрудниками авторитетных компаний (Банк России, Росфинмонироринг, ФСБ, «Газпром»), чтобы усыпить бдительность гражданина и нагнать панику. Стоит запомнить, что сотрудники таких организаций не звонят гражданам с целью обезопасить их денежные средства. Это не входит в их компетенцию. Если вам поступил такой звонок как можно быстрее прервите диалог.
Какие еще схемы используют мошенники?
1. Звонок из Социального фонда России о начислении вам выплаты. Собеседник сообщает об ошибочно начисленной вам выплате, например, от губернатора, и предлагает проверить баланс счета, привязать к карте чужой номер телефона в качестве доверительного и сделать перевод со счета на карту.
2. Звонок из негосударственного пенсионного фонда с предложением лучших условий. Собеседник представляется сотрудником негосударственного пенсионного фонда и убеждает улучшить условия или перейти в другой фонд. Для этого он выманивает данные банковской карты.
3. Звонок из налоговой службы с уточнением оплатили ли вы налог. Собеседник интересуется оплатили ли вы налог и сервисом какого банка пользовались.
4. Звонок из полиции с просьбой помочь в поимке мошенников. Собеседник представляется сотрудником правоохранительных органов и просит помочь поймать мошенников. Вас просят на следующем звонке сознательно пойти на уловку жуликов, чтобы у полицейских был реальный факт преступления.
5. Вам звонят из «банка» с информацией, что на вас оформили кредит. «Сотрудник» банка предлагает отменить поданную от вашего имени заявку на кредит.
6. Злоумышленники звонят под видом брокерской компании и предлагают потенциальным клиентам открыть счет для торговли на иностранных биржах. Для пополнения счета требуется покупка криптовалюты. Ее нужно купить и перевести на счет брокера для торговли иностранными акциями.
Это лишь небольшая часть мошеннических схем, которая используется и на территории Иркутской области, и на территории всей страны. Как мы видим действия мошенников направлены на широкий круг лиц и на пожилых, представляясь сотрудниками социальных фондов, и на молодое поколение, интересующееся инвестициями.
Как же себя обезопасить от телефонных мошенников? Помните следующее:
1) Если вам звонят с неизвестного номера сотрудники банка и предлагают ВЗЯТЬ кредит, чтобы обезопасить деньги, которые у вас уже есть на счете, заканчивайте разговор и кладите трубку. Позвоните в свой банк по номеру телефона, который указан на банковской карте или договоре по вкладу для уточнения и разъяснения информации.
2) Если вас вынуждают перевести деньги на «безопасный счет» или отменить такой перевод, не вступайте в разговор, положите трубку. Самостоятельно позвоните в свой банк, как в случае выше. В случае подозрительной операции банки сами блокируют ваш счет или такую операцию, а не просят перевести деньги на другой «резервный» счет.
3) Сотрудники полиции, службы безопасности банков не звонят гражданам с просьбой помочь в поимке преступников.
4) Сотрудники Социального фонда России (СФР) не звонят гражданам с целью получения личной информации, особенного данных банковских карт и счетов. Дополнительные сведения предоставляются гражданами только по заявлению при личном визите или через личный кабинет гражданина на портале «Госуслуги» и сайте СФР.
5) Сотрудникам ФНС не важна информация о реквизитах банка, через который вы оплатили или будете оплачивать налоги. Они не звонят гражданам с целью узнать такую информацию.
6) Никому не сообщайте поступившие от банка коды из смс и CVC2 и CVV2-код (3 цифры на обороте банковской карты), даже сотрудникам банка.
7) Сотрудники банка для идентификации клиента могут спросить ФИО, дату рождения и кодовое слово. Этой информации вполне достаточно, чтобы удостовериться в личности клиента.
Можно ли вернуть деньги, которые мошенники украли с банковской карты?
Есть несколько случаев, в которых можно потребовать у финансовой организации возврата средств:
1. Если в течение 24 часов после списания вы сообщили об этом в банк, написали заявление на возврат и заблокировали карту.
2. Если вы не нарушали правила владения картой, а именно:
– не сообщали пароли и коды, cvv/cvc, код подтверждения, пароль и другие данные карты;
– не хранили пин-код рядом с картой, на давали свою банковскую карту другим людям;
– не оставляли карту без присмотра;
– не переводили самостоятельно деньги злоумышленникам.
Гарантированный возврат похищенных средств можно получить лишь, если банк:
– не уведомил клиента о списании средств;
– не обеспечил безопасность переводов и счетов, знал, что данные/карта похищены, но все равно осуществил перевод;
– не остановил операцию, хотя были признаки ее сомнительного характера;
– допустил техническую/иную ошибку, которая привела к потере средств клиента.
Что делать, если мошенники все же украли деньги с карты?
1. Позвоните в банк по номеру телефона, указанному на карте, сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
2. Запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией.
3. Обратитесь с заявлением в отдел полиции по месту жительства.
Будьте бдительны и повышайте свою финансовую грамотность!