21 декабря 2004 г.
Прошел «круглый стол» руководителей предприятий, оказывающих населению жилищно-коммунальные услуги
В администрации города собрались за «круглым столом» руководители предприятий, оказывающих населению жилищно-коммунальные услуги.
Цель разговора – еще раз проанализировать ситуацию с должниками, выяснить, все ли делается для ликвидации задолженности, что еще можно и нужно предпринять для решения этой наболевшей проблемы, поделиться опытом. И главное, конечно, достучаться до сознания горожан, убедить их в том, что за жилищно-коммунальные услуги, как и за все другие – проезд в маршрутном такси, стрижку в парикмахерской, покупку в магазине продуктов или одежды – нужно платить также добровольно, регулярно и в полном объеме, не дожидаясь вмешательства судебных органов.
В разговоре принимают участие:
Александр Лобанов – управляющая компания «Центр», директор (1, 2, 3, 5, 6, 8, 30 кварталы).
Ольга Бельская - МУП «ЖЭТ», директор (4 и Привокзальный микрорайоны, 4, 7, 18, 20 кварталы).
Дамир Измайлов – управляющая компания «РЗС», директор (1 микрорайон).
Елена Березина – МУП «Расчетно-кассовый центр», директор.
Александр Соколовский – МУП «Шелеховские электрические сети», директор.
Ольга Бутакова – городская администрация, главный специалист правового отдела.
Иван Баранов – городская администрация, начальник жилищно-коммунального отдела.
Ведет «круглый стол» Юрий Зенин – первый заместитель главы администрации города.
Ю.Зенин: - Несвоевременная оплата жителями города жилищно-коммунальных услуг и растущая в связи с этим в геометрической прогрессии задолженность стали для Шелехова в этом году настоящим бедствием. Если нет оплаты за жилье, идет сбой в работе предприятий, оказывающих эти услуги. Недополучение средств не дает возможности на должном уровне содержать жилой фонд, придомовые территории, выполнять другие коммунальные услуги. Сбой в оплате за жилье дают сбои и в развитии экономики города. В этом году в Шелехове впервые были сорваны сроки начала отопительного сезона. Мы столкнулись с тем, что за услуги «Иркутскэнерго» было просто нечем оплатить. Управляющим компаниям «Центр» и «РЗС», а также МУП «ЖЭТ» пришлось брать кредит. Только благодаря этому тепло пришло в квартиры шелеховцев. Правда, на неделю позднее и не в полном объеме. Спасло нас то, что осень была теплой, и снижение тепловой нагрузки не ощущалось жителями, хотя отдельные жалобы были.
В этот раз нам удалось сгладить проблему. Но что будет дальше? Несмотря на все наши усилия, положение с погашением задолженности не улучшается. В новый год мы уходим с большими долгами: более 30 миллионов рублей. С 1 января 2005 года оплата за жилье будет производиться квартиросъемщиками в объеме 100 процентов, а не 90, как сегодня. То есть квартплата увеличится, и, как следствие, вырастут и объемы неплатежей.
О том, как нам избежать такой ситуации, что можно и нужно делать, мы и планируем поговорить сегодня. Проблема обозначена точно, точно нужно обозначить и пути ее решения.
О.Бельская: - На балансе ЖЭТа находятся 411 домов. В них проживают около 22 тысяч горожан. 8807 являются ответственными квартиросъемщиками и более 750 из них имеют задолженность по квартплате за 6 и более месяцев, которая выливается почти в 20 миллионов рублей. Именно на такую сумму мы недодаем населению услуг – не можем своевременно ремонтировать подъезды, оборудовать детские площадки и многое другое.
Какие меры мы используем для борьбы с должниками? Я, думаю, практически все, какие только позволяет законодательство. На нашей территории сегодня в 49 квартирах из-за долгов отключено горячее и холодное водоснабжение. Почти на 600 человек оформлены документы в суд. Два квартиросъемщика готовятся на выселение, у троих описано имущество судебным приставом. Это, конечно, крайние меры. Применяем их к тем, кто абсолютно не реагирует на наши требования, не пытается хоть каким-то образом возвращать долги. В основном мы еще верим людям, стараемся работать с каждой категорией неплательщиков. Напоминаем «забывчивым», помогаем оформить субсидии и льготы, составляем графики погашения долгов, делаем рассрочки платежей. Всеми силами и средствами стараемся заставить людей пересмотреть свое отношение к проблеме оплаты за жилье. Вынуждены и убеждать, и наказывать. Например, не принимаем заявки у злостных неплательщиков.
Используемые нами меры дают, конечно, результаты, но далеко не в том объеме, как хотелось бы. Я думаю, выход у нас только один: с каждым квартиросъемщиком заключать договор социального найма жилого помещения и расторгать его в случае невыполнения условий, то есть оплаты за услуги, а живущих в приватизированных квартирах наказывать по закону.
А.Лобанов: - Если озвучивать наши цифры, то картина, конечно, тоже удручающая. Должников, не оплачивающих за жилье по 6 месяцев, в компании «Центр» более 300 человек. За ними числится более 2,5 миллионов рублей. Мы также применяем все способы воздействия на сознание квартиросъемщиков и собственников жилья. Но в первую очередь стараемся разобраться в причинах неплатежей, помогаем в получении субсидий, составляем графики погашения долгов. И только если видим, что люди не понимают своей ответственности, своих обязанностей, идем на крайние меры.
Но меня, как руководителя управляющей компании, волнует сегодня такая категория квартиросъемщиков, которая не платит за квартиру по 2-3 месяца. Кажется, мелочи: забыл сегодня, заплачу завтра. Но на их счету у нас в «Центре» 1,3 миллиона рублей долгов. К таким людям и закон-то лоялен. Думается, здесь нам помогла бы организация централизованного перечисления квартплаты в расчетно-кассовый центр непосредственно бухгалтериями предприятий, на которых трудятся квартиросъемщики.
Д.Измайлов: - У нас по «РЗС» неплательщиков тоже хватает. 246 человек имеют задолженность на сумму более трех миллионов рублей. Для развития предприятия, для оказания услуг своевременно и в полном объеме нам, конечно, этих средств не достает. Возвращаем долги очень тяжело, используя и индивидуальную работу, и жесткие и непопулярные методы, вплоть до выселения. Очень жаль, что из-за любителей жить и не платить страдают люди, которые своевременно рассчитываются за коммунальные услуги, особенно пенсионеры – самые дисциплинированные потребители.
Не могу удержаться, чтобы не назвать самых злостных неплательщиков – жителей первого микрорайона: это Дегтярева Н.Н. (дом 27), Золотухин В.Н. (дом 43), Бородавкин А.Н. (дом 26). Они задолжали нам с вами соответственно по 62, 52 и 45 тысяч рублей.
Е.Березина: - В расчетно-кассовом центре концентрируется вся информация по состоянию неплатежей в целом по городу. После окончания каждого месяца мы формируем базу неплательщиков и данные передаем непосредственно в управляющие компании и ЖЭТ для принятия мер. И сами занимаемся взысканием долгов: оформляем заявления в судебные органы на неплательщиков, работаем с судебными приставами, с солидарными должниками – членами семей ответственных квартиросъемщиков, которые «забывают» заплатить за коммунальные услуги.
С сентября этого года по решению городской администрации расчетно-кассовый центр наделен полномочиями по расторжению договоров социального найма и решению вопросов о выселении граждан-неплательщиков из занимаемых ими жилых помещений.
Все это помогает нам активизировать работу по взысканию долгов. Практически сформирован резервный жилой фонд для выселения (переселения) тех, кто не может или не хочет возвращать долги.
Ю.Зенин: - Анализ ситуации показывает, что сегодня в городе растут долги не только по оплате за коммунальные услуги, но и за потребление электроэнергии.
А.Соколовский: - Да, энергетики сегодня также сталкиваются с неплатежами. Например, в ноябре мы недобрали почти полмиллиона рублей. Если смотреть детально, то из 17 тысяч городских абонентов плату за ноябрь внесли только 5 тысяч человек, в Большом Луге из 2200 абонентов – только 738 человек, в Олхе заплатили за свет 189 потребителей из 888.
Недопоступление средств, безусловно, тормозит работу предприятия. Мы не можем заниматься реконструкцией сетей, развивать дополнительные мощности подстанций, вести ремонт линий. На все нужны деньги. Абоненты не спешат с ними расставаться. Поэтому мы тоже вынуждены идти на крайние меры: в день отключаем до 40 точек. Ничего в этом хорошего, конечно, нет. Так мы можем дойти и до веерного отключения энергии по всему городу.
О.Бутакова: - Безусловно, когда между поставщиком услуги и ее потребителем возникают конфликтные ситуации, то есть одна из сторон не выполняет условия договора, сверять свои действия нужно, конечно, с законом. Сегодня и в Гражданском кодексе РФ и в Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики», других законодательных актах немало статей, касающихся мер воздействия на неплательщиков жилищно-коммунальных услуг.
У каждого из вас на предприятии есть юристы, без консультации с ними, безусловно, принимать крайние меры нельзя. Но думается, вашим юрисконсультам нужно составить памятки для квартиросъемщиков, где четко обозначить требования закона и ваши возможности в решении сложных вопросов. Ведь многие из жильцов-должников до сих пор думают, что по закону с ними ничего нельзя сделать. Это тоже будет одним из элементов разъяснительной работы с людьми.
И.Баранов: - Работа с должниками, конечно, требует много сил и энергии. Главное здесь – дойти до каждого, выяснить индивидуальную причину отказа от оплаты за коммунальные услуги. Почему человек не платит: нет денег, забывает, ленится дойти до кассы, надеется на родственников, не устраивает качество предоставляемых услуг? К каждой категории неплательщиков нужен свой подход, свои меры воздействия. Здесь нужна не разовая акция, а постоянная, кропотливая работа. Только тогда мы сможем добиться ощутимых результатов.
Ю.Зенин: - Завершая наш разговор, хочу еще раз подчеркнуть: проблема с несвоевременной оплатой за жилищно-коммунальные услуги есть. Руководители предприятий хорошо ее знают и, как видно из их выступлений, принимают сегодня практически все меры для снижения ее остроты. Понятно, что для них это дополнительная нагрузка, отнимающая силы и время от основной работы. Но чтобы завтра нам не оказаться в более критической ситуации, сегодня нужно использовать все средства для исправления положения, ужесточать воздействие на должников, держать на контроле положение дел.
От редакции:
Очень жаль, что в сегодняшнем разговоре не приняли участия жители города, те, кто пользуется теплом, электроэнергией, водой, но платить за них не спешит, живет, по сути, за чужой счет. Может быть, разговор глаза в глаза помог бы многим из них осознать свою ответственность не только за себя, но и за положение дел в городе. Абсолютно от каждого из нас зависит его экономическая состоятельность. Ломать машинами ограждения и бордюры, бить в подъездах двери и окна, годами не платить за квартиру – по крупному счету, вставлять палки в экономику города.
Сегодня, к счастью, сюжеты с обледеневшими домами, спящими в верхней одежде детишками, сидящими у «мертвых» батарей старушками мы, шелеховцы, видим только по телевизору. Нас еще эта беда не коснулась. Не коснулась пока. Но если мы и дальше продолжим тактику «бесплатного» потребления жилищно-коммунальных услуг, будем жить в квартирах и не платить за них, вскоре можем оказаться в числе героев таких сюжетов. Кого мы тогда назначим виноватыми в наших бедах?
Задолженность по квартплате на 20 декабря в целом по городу составляет более 30 миллионов рублей.