26 ноября 2004 г.
Проведена исследовательская работа по разработке стратегического плана развития Шелеховского муниципального образования на период до 2015 года
В январе этого года Группа СУАЛ, входящая в десятку крупнейших мировых алюминиевых компаний, подписала меморандум (документ излагающий фактическую, документальную и юридическую сторону вопроса) о взаимодействии и сотрудничестве с Агентством США по международному развитию. Меморандум предусматривает равноправное партнерство для содействия социальному и экономическому развитию муниципальных образований регионов присутствия Группы СУАЛ. Это – первый опыт такого сотрудничества между представительством Агентства США в России и российской компанией.
Говоря о подписании меморандума, председатель совета директоров ОАО «СУАЛ-Холдинг» Виктор Вексельберг сказал: «Группа СУАЛ внесет свой вклад в развитие российских регионов посредством помощи в создании эффективной модели организации местного самоуправления и системы управления городской инфраструктурой. Взаимодействие же с Агентством США откроет нам доступ к богатому международному опыту. Это органично дополнит уже взяты на себя Группой СУАЛ обязательства по поддержке социального и экономического развития регионов присутствия компании. Я уверен, что наше дальнейшее сотрудничество с Агентством, направленное в конечном итоге на развитие основ гражданского общества, принесет существенную пользу всей России».
Цель партнерства – непосредственно содействовать повышению качества жизни людей в различных регионах, где расположены предприятия Группы СУАЛ. Так, в качестве пилотных участников программы рассматриваются такие территории, как города Каменск-Уральский – третий по величине город Екатеринбургской области (население 250 тысяч человек). Шелехов (население 50 тысяч человек) и поселок Надвоицы Сегежского района Карелии (население 9,5 тысяч человек).
СУАЛ и Агентство США намерены осуществлять совместную разработку и финансирование проектов в данных регионах. Заинтересованность СУАЛ-Холдинга в дальнейшем развитии территорий присутствия закономерна и объяснима. Социальная и экономическая стабильность и устойчивость – необходимые условия долгосрочной стратегии развития Группы СУАЛ.
Поэтому, ощущая и признавая корпоративную социальную ответственность, бизнес выступает заказчиком программ дальнейшего развития территорий присутствия. Цель программы – экономическая и социальная стабильность, поступательное и устойчивое развитие территории, качество жизни и здоровье людей, ее населяющих и работающих на ней. Разрабатываемая программа – основной инструмент в решении этих вопросов.
В ходе ее реализации будут также разработаны проекты нормативных актов, регулирующих местное самоуправление на уровне субъекта Федерации и муниципалитета, уставы муниципальных образований, различные нормативные документы их организационной структуры и положения об основных структурных подразделениях. Особое внимание уделяется блоку межбюджетных отношений. Основная же часть проекта – разработка комплексных программ социально-экономического развития территорий в среднесрочной перспективе. В данном направлении будет использоваться как международный опыт, так и российский.
Основными направлениями работы в рамках совместной инициативы являются: содействие развитию эффективной системы местного самоуправления и бюджетирования, разработка среднесрочной и долгосрочной программы социально-экономического развития муниципального образования, развитие малого и среднего предпринимательства. В задаче целевых программ выделены проблемы укрепления институтов гражданского общества, эффективность управления в области охраны окружающей среды, а также улучшения качества медицинских услуг.
6 апреля 2004 года презентация программы прошла в Шелехове. Ее заказчик подчеркнули, что данная программа может разрабатываться совместно с другими бизнес-структурами в регионах. «Мы абсолютно открыты», - подчеркнул вице-президент СУАЛ-Холдинга Василий Кисилев.
В разработке программы сегодня задействованы различные российские некоммерческие организации: Фонды «Институт экономики города», «Новая Евразия», Центр фискальной политики, «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» и другие.
Основные направления программы координируются с процессом формирования новой системы планирования на территории Шелеховского муниципального образования. С конца прошлого года по заданию мэра в Шелехове ведется разработка стратегического плана развития Шелеховского муниципального образования на период до 2015 года. Главный идейный замысел этого документа – определение основных приоритетных проблем и направлений, разработка которых способна придать импульс реформированию и общему развитию экономики города.
Отделом по экономике и прогнозированию Шелеховской администрации проведена работа по изучению опыта стратегического планирования в городах России, определению методических и организационных подходов к стратегическому планированию. Был также исследован и использован опыт имеющийся в США и Канаде.
В июне текущего года эксперты Фонда «Институт экономики города» и «Центра фискальной политики» в рамках меморандума изучили информацию статистического и аналитического характера для диагностики территории Шелеховского муниципального образования по различным направлениям: местный бюджет и межбюджетные отношения, показатели социального и экономического развития, состояние местного самоуправления. Эксперты Фонда «Новая Евразия» сделали анализ уровня развития малого предпринимательства. Специалисты «Сибирского центра поддержки общественных инициатив» диагностировали ситуацию в Шелехове путем проведения встреч, анкетирования и интервьюирования членов Попечительского совета, представителей бизнеса, власти и общественных организаций.
Результаты этой большой исследовательской работы были представлены на заседании «круглого стола», прошедшего в Шелехове в конце октября. В его работе приняли участие эксперты-разработчики программы и более 80 представителей власти, бизнеса и общественности Шелеховского муниципального образования.
В своем выступлении мэр города С.В.Поляков подчеркнул, что цель разрабатываемой программы – шаг в определении дальнейшего пути развития гражданского общества, публичный анализ состояния дел в городе, определение его сильных и слабых сторон.
В программе первого дня проведения «круглого стола» эксперты выступили по темам: «Стратегия развития города – как ее делать?», «Эффективность бюджетных расходов», «Развитие малого предпринимательства», «Гражданское общество. Внутренние риски и возможности» и другим.
Затем была продолжена работа в группах по шести направлениям: социально-экономическое развитие, жилищно-коммунальное хозяйство, бюджет и межбюджетные отношения, малый бизнес, гражданская активность и гражданские инициативы, фонды местных сообществ.
Направления работы групп были различные, но задача одна – определить сильные и слабые стороны состояния дел в муниципальном образовании, изучить угрозы и возможности стратегического развития отраслей и направлений. Например, взять группу социально-экономического развития. Близость областного центра дает положительные возможности: качественные услуги (административные, здравоохранение, образование), приход инвестиций на нашу территорию (развитие малого и среднего бизнеса), возможность привлечения квалифицированных кадров, платежеспособный спрос на жилье и др. Но в то же время географическая близость Шелехова к Иркутску имеет и отрицательные моменты: оплата услуг (крупные покупки, развлечения дают отток денежных средств из города), вытеснение местных предпринимателей внешними более сильными инвесторами, отток квалифицированных кадров, рост цен на жилье в регионе и т.д.
Или, скажем, прохождение федеральной автомобильной трассы по нашей территории имеет и плюсы, и минусы – загрязнение города выхлопными газами, увеличение числа дорожно-транспортных происшествий.
Учесть все сильные и слабые стороны, правильно соотнести риски и возможности абсолютно по всем направлениям деятельности муниципального образования, определить верные сценарии развития города – главная задача разработчиков стратегической программы. Здесь экспертам без помощи специалистов и жителей города не обойтись.
Второй день заседания «круглого стола» прошел в обсуждении тем «Стратегические развилки. Определение и выработка сценариев развития города» и «Возможности применения отдельных моделей и инструментов для развития города».
По результатам работы групп было проведено обсуждение выбранных ими сценариев развития как муниципального образования в целом, так и отдельных направлений, таких, как жилищно-коммунальное хозяйство, малое предпринимательство и другие. Особое внимание было уделено блоку межбюджетных отношений. Так для успешной деятельности становится важным уметь своевременно переформатировать распределение бюджетных средств, эффективно их использовать для достижения заданных результатов с минимальными издержками, задумываться о смысле производящихся расходов.
Кроме того, участники «круглого стола» обсудили возможные варианты применения на территории Шелеховского муниципального образования отдельных моделей и инструментов для развития города по тому или иному сценарию, внесли свои предложения по дальнейшей организации совместной работы экспертов.
Получив возможность заглянуть в будущее муниципального образования, причем сотворенное своими руками, участники обсуждения, выразили заинтересованность в продолжении дальнейшей разработки стратегического плана развития города, привлечения жителей к этой серьезной и нужной работе.
Юлия МЕЛЕНТЬЕВА,
ведущий специалист отдела по экономике и прогнозированию городской администрации.